Адаптивная физическая культура
Адаптивная физическая культура интегрирует в себе как минимум три крупных области знания – физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику – и большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику физической культуры, теорию и методику отдельных видов спорта и их групп, теорию и методику физического воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию и т.д.
Для детей с нарушениями речи
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых.
Занятия направлены на:
постановку диафрагмально-речевого дыхания - правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса. Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.
совершенствование координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, преодоление межполушарной ассиметрии мозга - используется разнообразный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары - надувные, пластмассовые, мячики-ежики.
Упражнения с мячом способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку, создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
обогащение словарного запаса - в процессе игры и игровых упражнений обогащается словарный запас, происходит закрепление слов, решается двигательная и речевая задачи. Дети на занятиях по физической культуре не только узнают новые слова, но и составляют с ними словосочетания, предложения, т.е. речь формируется как система.
Все упражнения выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
Для детей с избыточным весом
Лишний вес у ребенка повышает возможность возникновения ряда болезней – стенокардии, сахарного диабета, атеросклероза. В зоне риска находится:
  1. Сердечно-сосудистая система: ожирение вызывает ишемические недомогания сердца, стенокардические боли, сердечную недостаточность.
  2. Желудочно-кишечный тракт: наблюдаются гастриты, дуодениты, панкреатиты.
  3. Опорно-двигательный аппарат: костная ткань подвергается изменениям, кости и суставы могут деформироваться, развивается плоскостопие.
  4. Эндокринная система: развивается сахарный диабет.
  5. Психическая и нервная системы: формируется депрессия, неврозы, комплексы неполноценности, наблюдается затрудненное дыхание, расстройство сна, храп
Активная физическая деятельность играет важную роль в поддержании нормального веса. Обязательное оружие в борьбе против детского ожирения – регулярные физические нагрузки. Физические упражнения оказывают влияние на организм и нормализующее воздействие на нервную и эндокринную системы. Специально подобранные физические упражнения воздействуют на нормализацию жирового, углеводного и белкового обменов. Длительно выполняемые упражнения «на выносливость» увеличивают энерготраты организма за счет сгорания углеводов и жиров; силовые упражнения влияют на белковый обмен и способствуют восстановлению структур тканей, вызванных нарушением питания и адинамией. Физические упражнения стимулируют жизнедеятельность и повышают тонус нервной системы способствуют мобилизации резервных сил организма.
Значительны благоприятные сдвиги жирового обмена наблюдаются под воздействием длительных нагрузок умеренной и средней интенсивности, чем при кратковременных, но интенсивных упражнениях.
    Для детей с ОВЗ и инвалидов
    Дети с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых детей тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.

    Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура.

    Цель адаптивной физической культуры – укрепить здоровье, повысить трудоспособность, интеллектуальное и психическое развитие. Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми.

    Посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием, восстановить функции нарушенных анализаторов, восполнить дефицит двигательной активности.
        Made on
        Tilda